ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Статьи > Обувь 100 лет назад
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель

<< все статьи

Нашу жизнь уже давно скрашивают и облегчают всевозможные продукты высоких технологий. Не обошлось без них и в туризме. Мембранные ткани, сублиматы, спутниковая связь и навигаторы всем этим мы с успехом пользуемся во время походов. Но еще каких-то 100 лет назад все было иначе. Любопытно посмотреть, во что одевались, точнее, обувались исследователи на рубеже 19-20 веков.

Не секрет, что обувь является одной из важнейших составляющих зимнего снаряжения. Руал Амундсен, например, заявлял: "ноги - наиболее уязвимое место, и защитить их труднее всего. За руками можно следить. Если они замерзли, то сейчас же, похлопав ими, их можно согреть. Не то с ногами. Их обувают поутру, а это занятие настолько кропотливое, что обычно разуваешься только по вечерам, когда нужно ложиться спать. Значит, в течение дня ног не видно. Надо всецело полагаться на ощущение. Однако, ощущение в данном случае может сыграть с вами плохую шутку. Сколько раз случалось, что люди отмораживали себе ноги, даже не зная этого. Знай, они это, тогда они никоим образом не дали бы делу зайти так далеко. Объясняется это тем, что ощущение в данном случае весьма плохой указатель…".

Большинство полярных исследователей заимствовали элементы снаряжения у различных северных народов, которым по воле случая приходится жить не в лучших климатических условиях.

Одну из самых интересных систем обувания, по моему мнению, имеют эскимосы. Их обувка состоит как минимум из пяти различных вещей! Поверх всего надеваются небольшие низкие сапоги из оленей шкуры, сшитые волосом внутрь. Очень часто они еще подбиваются тюленей шкурой, и на нижнюю сторону подошвы нашиваются змеевидные полоски кожи, чтобы меньше скользить. Затем идут камикки, сшитые опять же из оленей шкуры. Их две пары. Верхняя сделана из шкуры с ног оленя, на которой короткий волос и которая очень крепка; они сшиты волосом наружу и доходят до колена, где зашнуровываются тесьмой. Под них надевается еще одна пара, такой же длины и вида, но сшитые волосом внутрь. Эта пара шьется из меха с брюха годовалого оленя; такие сапоги тонкие и мягкие. Между этими двумя парами каммиков эскимосы носят еще короткие носки из оленьего меха волосом наружу. Такие же носки волосом внутрь надевают уже на голую ногу. Такую обувь надо обязательно часто просушивать. Пока идет просушка, эскимосы надевают "домашние туфли" - короткие сапоги из тюленьего меха или камилейкун. Существует еще непромокаемая обувь – эпирахир – сшитая из специально выделанных шкур тюленей. О выделки шкур разговор вообще особый. Здесь же для краткости, но ради интереса, можно отметить только основные этапы выделки. После того как шкура сдирается, с нее как можно лучше счищается сало при помощи специально ножа. Затем шкура обжевывается! Зубами! и обсасывается чтобы удалить все то, что нельзя соскоблить ножом. После этого шкуры сушат у слабого огня, а когда все просохнет, вновь обрабатывают зубами до необходимой степени мягкости.

Теперь понятно, почему большинство европейцев брали лишь отдельные части снаряжения у эскимосов и других народностей, и крайне редко полностью одевалось по образу и подобию. Например, Фритьоф Нансен обувался в своих знаменитых экспедициях через Гренландию (1888 г.) и при попытке достичь полюса (1983-1986 гг.) следующим способом: "из обуви я предпочел свободные гамаши, а на ступни небольшие носки, которые легко высушить за ночь у себя за пазухой. Когда идешь по снегу при низкой температуре на лыжах или без них самая лучшая обувь, из всех испытанных мной — это лапландские каныи, но непременно сшитые из шкуры с задних ног оленя-самца. Такие башмаки теплы, прочны, всегда остаются мягкими, их легко снимать и надевать. Но каньги требуют бережного обращения; чтобы они не испортились, их надо старательно просушивать возможно лучше и каждую ночь. Если светит солнце и стоит хорошая сухая погода, то лучше всего выставлять их для просушки на вольном воздухе, надев на лыжные или -какие-нибудь другие палки и вывернув предварительно наизнанку, шерстью внутрь: тогда сама кожа скоро высыхает. Если этого не сделать, волос начнет выпадать. Но при сильных морозах, которые мы испытывали в начале нашего путешествия, сушить каньги таким способом было совершенно невозможно, и оставалось одно — сушить их ночью на своих собственных ногах: сначала отряхнуть и выколотить снег из шерсти, потом обтереть посуше, вывернуть их наизнанку волосом внутрь, вложить стельки из сухой осоки (sennegrees), если она есть в запасе, надеть на голые ноги и так обутым и залезать в спальный мешок. Для сезона более мягкой погоды и мокрого снега мы взяли "комаги" из сыромятной воловьей кожи с подошвами из тюленьей шкуры. Пропитанная смесью дегтя и сала, обувь эта непромокаема и очень прочна. Лапландские каньги мы сначала выстилали сухой осокой, которой у нас был взят с собой порядочный запас, она незаменима для стелек. Надев выстланные ею башмаки на босую ногу по лапландски, сохраняешь ноги сухими и теплыми, так как осока впитывает в себя всю влагу. Вечером отсыревшую траву надо вынуть из обуви, хорошенько растрепать, чтобы она не слежалась, и положить на ночь себе за пазуху или засунуть в карманы брюк; к утру она почти просохнет, и ею снова можно выстлать башмаки. Мало-помалу сухие стебли этой травы с метелками на концах перетираются, и поэтому в длительное путешествие осоки следует брать с собой изрядный запас. Были у нас с собой еще исключительно теплые и прочные гамаши из овечьей шерсти и человеческого волоса и грубошерстные портянки, которыми мы, в особенности я, стали пользоваться в конце путешествия. Они удобны в ходьбе и легко просыхают за ночь, если положить их за пазуху или засунуть в карманы".

Руал Амундсен в своем походе к полюсу (1911 г) обувался несколько иначе. Вот что он пишет по этому поводу: "Обычно, если человек носит исключительно мягкую обувь, то риск отморожения гораздо меньше, чем если человек принужден носить твердую обувь. В мягкой обуви ноге, конечно, легче двигаться, и она дольше сохраняет теплоту. Но если приходится идти на лыжах, пользуясь ими в полной мере, то необходимо иметь хотя бы твердую подошву, чтобы на ней держалось крепление. Что пользы в хорошем креплении, если им нельзя пользоваться надлежащим образом! Я считаю, что во время такого продолжительного путешествия, - какое предстояло нам, нужно, чтобы лыжи сидели на ногах совершенно плотно. Ничто не утомляет меня так, как плохое крепление, когда нога хлябает в ремнях. Мне нужно, чтобы лыжи составляли со мной одно целое и чтобы я все время чувствовал себя господином положения. Я перепробовал разные системы, всегда опасаясь жесткого крепления в мороз. Но все эти системы, без исключения, в конце концов-ужасная гадость. На этот раз я решил попробовать комбинацию твердой и мягкой обуви, чтобы применить великолепное крепление Витфельда-Хейера-Эллефсена. Но это было нелегко. Столь необходимая нам твердая нижняя часть обуви из всего нашего снаряжения, несомненно, больше всего заставила меня ломать себе голову, а позднее во время самой экспедиции доставляла нам больше всего работы. Под конец нам удалось разрешить задачу. Я обратился к самому известному в городе фабриканту спортивной обуви и объяснил ему, в чем состоят наше затруднение. К счастью, в нем я встретил человека, который, видимо, интересовался этим вопросом. Мы сошлись на том, что он попробует сшить пару сапог по образцу беговых сапог для лыж. Подошва будет толстой и твердой, - мы ведь должны были быть готовы к тому, что нам придется пользоваться шипами для льда, - но верх по возможности мягким. Чтобы обойтись без кожи, так как она чаще всего легко трескается от мороза, становясь жесткой, фабрикант решил взять для верха комбинацию из кожи и тонкого брезента - кожа у самой подошвы, а брезент в остальных частях. Мерка была снята с моей ноги, которая в двух парах толстых чулок из оленьего меха не является, конечно, детской ножкой. Таких сапог было заказано 10 пар. Отлично помню тот момент, когда я увидел эти сапоги в цивилизованной Кристиании. Они стояли на выставке в витрине магазина обуви - я нарочно сделал крюк, чтобы не встречаться на людях с такими чудовищами! Ведь мы все немного тщеславны и не любим, чтобы на наши слабости проливали яркий свет. Если я когда-нибудь и связывал мысль о "стройной ножке" со своей особой, то уверяю вас, что в тот день, когда я прошел мимо витрины сапожника и увидел собственные сапоги, последние остатки тщеславия умерли в моей душе! Я никогда больше не ходил этой дорогой, пока не узнал, что выставка закончилась. Одно верно-сапоги эти были прекрасной работы. Позднее мы узнаем, какой переделке должны были подвергнуться эти сапоги, пока, наконец, они не стали таких размеров, какие нам были нужны. Дело в том, что сапоги-великаны оказались все-таки. . . слишком малы... Поздее Вистинг взял в оборот мои сапоги, и началась работа по выдиранию всего лишнего. Так из моих сапог исчезли несколько стелек. Которые это были по счету, я уже не помню! Теперь в сапогах оказалось достаточно места, к чему я все время стремился. Кроме всего того, что у меня обычно было надето на ноги, я мог еще засунуть в сапоги деревянную стельку. И теперь я был счастлив, - "великая цель была достигнута". Теперь могли свирепствовать какие угодно морозы: им уже не пробраться через мои деревянные стельки и, кажется, семь пар различных чулок. В тот вечер, когда был достигнут этот результат, я был очень доволен. Ведь борьба шла не со вчерашнего дня. Она отняла у меня почти два года".

Другой пример. Макс Зингер в 1932 году вез курьерскую почту с зимующих в Чаунской губе кораблей в Якутск на собаках и оленях. Обувался этот человек на манер местных жителей в плекеты - щеткари, сшитые из камуса – полос шкуры с оленьей ноги, поверх которых выпускаются штаны, закрепленные ременными перевязками у щиколотки, поверх обуви, что предохраняет от попадания снега. Внутри - на бумажные носки были надеты шерстяные, сверх них меховые пыжиковые чулки – чижи (шерстью внутрь). Путешествие Зингера длилось 112 дней и он благополучно добрался до своей цели.

Вот примерно так обувались полярные исследователи 100 с небольшим лет назад. Мех, кожа, шерсть и хлопок основные материалы, которыми пользовались в то время для изготовления обуви.

В следующей серии попробуем разобраться что ели путешественники во время экспедиций.

В разделе "Обмен опытом" нашего сайта действует система обмена мнениями о снаряжении. http://activeinfo.ru/review/

<< все статьи

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org