ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Статьи > Снегоступы для чайников
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель

СНЕГ СКРИПИТ ПОД ЖЕСТКИМИ СТУПНЯМИ, или СНЕГОСТУПИНГ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

 Этой зимой мне удалось-таки немного приобщиться к пока еще весьма экзотическому для нас виду активного времяпровождения на лоне зимней природы. В практичном английском языке сие занятие называется понятно и лаконично – SNOWSHOEING. На просторах Рунета я нашел довольно веселый, но точный перевод этого слова – "снегоступинг". Приживется ли в нашей туристской среде это милое тарабарское словцо, не знаю, но суть процесса оно передает – это, как вы, наверное, уже догадались, хождение на снегоступах. Так появилась данная статья, пополнившая коллекцию других наших материалов о снегоступах: статью и тест.

Снегоступам в России далеко по популярности до лыж, однако снежной зимой 2009/2010 из магазинов Петербурга они исчезли очень быстро. Вот и мой друг, альпинист Александр Кондрашов, перед зимним походом на Чегет прикупил себе изделие французских "снегоступных дел мастеров" – фирмы TSL. Когда же он вернулся, радостно расхваливая великое изобретение первобытного человека эпохи неолита (ученые считают, что на снегоступы древний охотник встал раньше, чем на лыжи), я тут же отобрал их у него во имя туристской науки и на следующий день углубился с ними в леса.

Не судите строго – в данном трактате вы не найдете размышлений о преимуществах того или другого типа снегоступов, о сравнительных испытаниях двадцати восьми моделей и о влиянии формы настового шипа на среднюю скорость снегоступера при восхождении на седловину Эльбруса. Все, что здесь описано – впечатления новичка; нет, конечно, не новичка в зимнем туризме, но человека, в первый раз вставшего на снегоступы. И написана эта заметка для таких же новичков, давно присматривающихся к экзотическим "теннисным ракеткам, надеваемым на ноги", и желающих понять, нужен ли им сей, в общем-то недешевый,  "аутдор-гаджет". Обзорную же статью Константина Бекетова о снегоступах я рекомендую почитать тут.

А вот и наш "подопытный кролик" (я имею в виду не себя, а снегоступы):

 


Модель: TSL 225 RANDO, коллекция 2005 года (куплены в 2009); сейчас на смену этой модели пришли TSL 226 RANDO;

Стоимость зимой 2009 – от 4500 до 5000 рублей;

Максимальная нагрузка 110 кг.

 

Пара хвалебных слов с сайта http://tslsport.ru :

Снегоступы идеально приспособленные для подъёмов и спусков.

Особенности

·         Быстрая регулировка

·         Подходят под любой ботинок

·         Встроенная передняя кошка

·         Настовые шипы

·         Система быстрой регулировки угла наклона ботинка

 

Сейчас мы это проверим…

 

Итак,

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз…

 


Великий русский поэт Некрасов, применительно к моей ситуации, ошибся лишь в одном. Воистину студеной (-26°С) утренней порой 21-го января я не вышел из лесу, а, скорее, вошел туда. Вошел, согласно тому же тексту, "в больших сапогах, в полушубке с гортексом…", но вовсе не в поисках лошадки, хвороста и объединяющего их воза. Я шел испытывать снегоступы. Погода, надо сказать, этому благоприятствовала: снег был пушист и глубок, прекрасное сочетание для проверки главного свойства снегоступов – не давать ногам под тяжестью бренного туристского тела проваливаться глубоко в снег.

Ну, пора надевать снегоступы и сворачивать на целину.

Для начала неплохо бы подогнать крепления под размер ботинка.


Нет ничего проще. Поднимаем красный язычок на креплении, поворачиваем на 90° и выставляем нужный размер. Затем приводим язычок в прежнее положение. Очень удобно. А в случае, если одной парой снегоступов пользуется попеременно рота красноармейцев (пришел приказ штурмовать линию Маннергейма, а обоз со снегоступами еще не подошел), каждому бойцу достаточно запомнить длину подошвы своего сапога (или записать на изнанке буденовки) и, в дальнейшем, выставлять размер по градуированной шкале.

Теперь ногу в "стремя", и…



Да, тесемочные ремешки – не лучший вариант фиксации носка… То есть, носок-то они держат хорошо, а вот попасть в "стремя", не приподнимая его рукой, проблематично. В более дорогих моделях этот недостаток устранен – там носок крепления держит форму.

Ну, ремешки есть компромисс между ценой и качеством. А вот почему наши французские друзья не сделали утолщение (валик или петлю) на конце стропы, чтобы последняя не выскользнула случайно из пряжки? Ведь это так просто, посмотрите на любой рюкзак Vaude или Deuter – там все стропы подвернуты на концах! Да ведь и на этих же снегоступах стропы задних ремешков оканчиваются петлей. Что ж с передними-то подкачали? Придется подшивать самим, ибо, конечно же, несложно заправлять стропу в пряжку, сидя в шезлонге под июльским солнышком – а вдруг это будет, как у меня, зимой, в минус двадцать шесть?

А что с задней точкой крепления?



 У, черт! Сзади все обстоит еще заковыристее. Пяткой ботинка я наступаю на пластиковые "ушки", через которые пропущен ремешок крепления… Все. Ремешок надо выковыривать из под пятки рукой и, в дальнейшем, придерживать. И опять-таки, в верхних моделях TSL такого "глюка" нет. Там применен пластиковый зубчатый стреп с замком, такой же, как на креплениях для сноуборда.

Кстати, само собой напрашивалось, что застежки ремешков должны быть на внешней стороне ноги. Я так и ходил какое-то время, а потом поменял снегоступы местами, застежками-фастексами вовнутрь. Оказалось, так гораздо удобнее их застегивать.

 


Надо сказать, что у ремешковых креплений есть и свой плюс – в походном положении, в чехле, снегоступы занимают мало места. Зато неудобство надевания снегоступов серии RANDO становится критичным в ситуации, когда часто приходится их снимать и надевать. Саше Кондрашову в горах так надоело повторять эту муторную операцию, что решил он прогулялся в снегоступах по каменистому участку. Видите белесый след на пластике на фото выше? Это  излом. Хорошо, хоть не фатальный…

Кстати, к вопросу о нагрузке на изделие. Производитель, как я уже писал, заявил 110 кг, что совсем немного. В самом деле, взвесим одежду с обувью (мало кто гуляет в такую погоду голым), прибавим содержимое многочисленных карманов и напузниц и не забудем про рюкзак. Думаю, набежит тритцатничек… Однако вес нетто вашего покорного слуги зашкаливает за сотню – но снегоступы работали нормально.

А что это там за железные скобы в задней части креплений маячат? – А это очень полезные приспособления для хождения по пересеченной местности.


В нормальном положении при ходьбе нога вместе с креплением вращается в вертикальной плоскости около носка ботинка, а снегоступ плавно тащится всей своей плоскостью по поверхности снега. Так же, собственно, работают беговые лыжи. Так вот, фиксация задника крепления с помощью маленькой скобы превращает "снегоступы-беговые лыжи" в "снегоступы-горные лыжи". Ибо спускаться с горы с фиксированной пяткой гораздо удобнее. Вот только пользоваться скобой неудобно: маленькая она, в рыхлом снегу поддеть ее рукой в варежке – задача не из простых.

Вторая же скоба пригодится при подъеме. Она приподнимает пятку, не давая ноге сильно сгибаться в голеностопном суставе и снижая нагрузку на стопу и берцовые мышцы:


Кстати, пользование этой скобой, в отличие от первой, трудностей не вызывает.

 

Как определить, удобна обувь, или нет? Очень просто. Если вы долго идете в новых ботинках и совершенно не думаете о том, что у вас на ногах – значит, вы купили то, что надо. Исходя из этого критерия, могу сказать, что снегоступы TSL 225 RANDO – удобная "обувь". Идя по целине, я часто просто забывал, что у меня к ботинкам еще что-то прикреплено. Я-то сперва боялся, что искусство снегоступинга требует неких сакральных знаний, и что, не обладая таковыми, я паду ниц, не пройдя и двух шагов. Все оказалось проще. Надеваешь и идешь.


Несмотря на достаточно внушительные настовые шипы (по шесть штук на каждом снегоступе), сильного сопротивления движению я не почувствовал ни в пушистом снегу (что естественно), ни на снегоходном следу. Подозреваю, что можно найти такое состояние наста, при котором шипы все же будут тормозить, но вряд ли это будет встречаться часто.

Производитель заботливо снабдил шипы пластиковыми колпачками, которые, впрочем, заслуживают определения "одноразовые". Те, которые не растрескались, норовят потеряться (а еще старик Конфуций писал о том, что трудно искать белые колпачки в белом снегу, особенно, если они не сильно-то и нужны).


Передняя кошка – действенное орудие покорения крутых (более 30°) склонов, покрытых плотным снегом. Это было проверено опять-таки на накатанной колее снегохода.

 


Я до сих пор не понимаю, как возможно идти, не наступая одним снегоступом на другой. Но – возможно. Даже, как видите, по узкой протоптанной тропинке.

Пожалуй, не будет преувеличением, если я скажу, что ходить в снегоступах проще, чем на лыжах (естественно, по целине, а не по лыжне). Но иногда снегоступы оказываются и быстрее лыж! Например, в густом лесу на сильнопересеченной местности лыжи скорее станут обузой, чем подспорьем. А снегоступы – нет.

Ну, и наконец, самое главное. Насколько же помогают снегоступы гордо вышагивать по снежной целине? Проще всего познать это в сравнении, чем я и занялся – снял один снегоступ и… и, в общем-то, чуть не рухнул. Мне кажется, разница существенна:


Вот, пожалуй, и все. В заключение хочется отметить такой нужный аксессуар, идущий в комплекте, как удобный чехол для переноски снегоступов с креплениями к рюкзаку. Если же вам надоест каждый раз при переобувании снимать рюкзак, можно повесить чехол со снегоступами сбоку на пояс – тогда они будут всегда под рукой. Только настоятельно рекомендую складывать снегоступы шипами друг к другу…


СНЕЖНОЙ ВАМ ЗИМЫ!

 

© Михайлов М. Г., текст, 2010

© Фото: Михайлов М. Г., www.tsloutdoor.com 2010

При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org