ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Статьи > Снаряжение для одиночных походов в Арктике
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель
Вес снаряжения для походов по Антарктике.

<< все статьи

Командой или в одиночку? Анализ веса снаряжения Антарктических походов.

Мария с грузом на трайкеНа рубеже 2013 и 2014 годов на Южный полюс отправилось три независимых экспедиции. При чем, каждая состояла из... одного путешественника. Испанец Жуан Мендес, Американец Даниил Бартон, и англичанка Мария Лейстертам. Задачей было достижение южного полюса на велосипеде. Мужчины использовали фатбайки, а дама — трайк (трехколесный велосипед), тоже на базе фатбайка. Мария Лейстертам ехала в сопровождении двух джипов и по дороге (да-да, в Антарктиде есть построенная американцами ледовая дорога, по нашему — зимник), Даниил Бартон ехал с забросками (с самолета ему забросили три посылки по маршруту), а Жуан Мендес ехал только с тем, что взял с собой с берега. Правда, часть пути прошел на лыжах.

Все трое успешно достигли полюса, с чем мы их искренне поздравляем. А мы пока хотели бы остановиться вот на каком аспекте. Все три проекта подразумевали преодоление антарктических пространств в одиночку. Даже проект Марии, при двух джипах сопровождения, подразумевал изначально, что она сама повезет свой груз и будет ехать как бы в автономе. То есть, джипы планировались для подстраховки, съемки фильма. Но и она собиралась ехать «одна».

Получается как у Ильфа и Петрова: один среди айсбергов и торосов. Как ниже на картинке, Жуан Мендес среди застругов и снега.
Жуан с грузом на фатбайке
А почему, собственно, один? Почему в одиночку? У нас нет ответа. Одному и тоскливее и опаснее. Но возникает понятный для нашего ресурса о снаряжении для туризма вопрос: а сколько «одиночные» проигрывают «коллективным» в весе снаряжения и запасов?
Жуан так вообще ставил задачу так: проехать одному, без поддержки, без забросок, только с тем, что взял на старте!

Посмотрим-прикинем таблицу, где более-менее распишем коллективное снаряжение для антарктического похода с весами. Конечно наши западные друзья не опубликовали и не опубликуют списка снаряжения, но мы попробуем просто прикинуть, много или мало можно сэкономить в весе, идя вдвоем.

 Сделаем такую табличку. Веса, конечно, оценочные.

наименование одиночная экспедиция Двое участников трое участников

вес примечание вес примечание вес примечание
горелка 1,7 Мой опыт использования бензиновых горелок (а на морозах Антарктиды газовую вряд ли возьмешь), показывает, что с одной горелкой идти опасно. Они ломаются, их надо чинить. Даже с учетом того, что путешественники могли взять очень чистый бензин, а не всяую фигню, что мы заливаем в Биллингсе или в какой нибудь Мавритании, горелок надо две. 0,85 две горелки 0,57 две горелки
ремнабор для горелки 0,3 один 0,15 один на двоих 0,1 один на троих
вес топлива 0 Это сложно рассчитать, так как видимо зависимость тут сложная. Для приготовления еды, если ее варить не надо, а только заливать кипятком, требуется (более менее) линейное количество горячей воды. Скажем пол литра на человека, литр на двоих. А я думаю, что в Антарктиде парни ничего не варили, а использовали растворимые сублиматы. Вот сколько топлива надо на то, чтобы вскипятить литр воды или два, вопрос. Линейная ли тут зависимость? С учетом котелков, их формы, объема. Будем считать — зависимость линейная, и вес топлива пропорционален числу участников. Другое дело, если народ использовал горелки и для отопления палатки. Тогда экономия будет заметной. 0 считаем без экономии веса
0 считаем без экономии веса
посуда общая (котлы) 0,35 За основу взял титановую посуду Primus
0,22 то же
0,15 то же
палатка 2,5  Одноместная
2 Двухместная в пересчете на человека
1,5 трехместная в пересчете на человека
ремнабор для велосипеда 1,5 ремабор для велосипеда не зависит от того, два человека идет, три, или один. Для Антарктиды надо: набор шестигранников, запасная цепь, жидкая смазка, выжимка цепи, съемник каретки, может быть съемник шатунов. Несколько запасных болтиков крепления багажника. Запасная камера, насос (лучше — два). Для фата я бы не стал брать запасных покрышек, спиц, переключателей, педалей. А вот запасную кассету взял бы. По километражу путешествие на самом деле не большое, порядка 700 км. Поверхность — не битое стекло с камнями и колючками саксаула. Едут — опытные товарищи. Словом лишнего не брал бы 0,75 ремнабор того же веса
0,5 ремнабор того же веса
аптечка 0,3 это тоже коллективное снаряжение, которое мало зависит от числа участников, если их 1-3. Исключение — крем для кожи, который мы выводим за скобки аптечки. Значит бинт, йод, мазь от обморожений, мазь от болей в мышцах, суставах. Таблетки... ну наверное надо взять. Желудочного не надо, отравиться не где. «От сердца» надо, нагрузки большие. Аллергии тут тоже не бывает, не берем. В условиях качественного питания, вероятно, не требуется ничего «от печени». Требуется обезболивающее. Мало ли, зуб какой даст знать, или что еще. 0,15 аптечка того же веса
0,1 аптечка того же веса
нитки и иголка 0,05 мелочь, но надо иметь с собой. Жуан продрал-таки штаны и зашивал их. 0,03
0,01 -
средства навигации и связи 1,5 это вопрос. Отправляясь в путешествие на Южный полюс продолжительностью 45 суток, вы бы взяли запасной навигатор и второй спутниковый телефон? У меня навигатор разок отказывал. Упал с велосипеда не удачно, и экран сдох. Конечно путь в Антарктиде не выложен асфальтобетоном. Но все равно без навигатора страшновато. Карта не поможет. Компас можно взять, но проку от него в таких широтах будет мало. Словом, берем второй навигатор и второй телефон. Ведь телефон для них еще и важен для репортажей, которые мы читали ежедневно. Речь не только об экстренной связи для организации спас.работ. 0,75 Навигация и связь одинакова на 1-2-3 человека
0,5 Навигация и связь одинакова на 1-2-3 человека







солнечная панель для зарядки телефона 0,25 судя по сообщениям, такой девайс для зарядки спутникового телефона у них был. 0,125 та же панель
0,75 та же панель
лопата 0,71 Лопата — друг человека. Особенно тогда, когда надо построить ветровую стенку. В Арктике лопата часто нужна чтобы откопать избу, занесенную снегом. В Антарктиде изб нет. Но если задует, то без лопаты стенку из наста вокруг платки не сделаешь. Ну разве топором. Хотя он весит больше. Не факт что надо его брать. 0,35 та же лопата
0,24 та же лопата
средства спасения 0,2 Вообще говоря, Антарктида не Арктика. В Арктику мы берем с собой средства спасения на случай полного или частичного провала под лед, на случай митинга с Белыми медведями (различные файеры, дымовые завесы, репелленты «от медведя»). В Антарктиде это не особо актуально. Но может быть актуально поисковый маячок, на случай спасательной операции. Средства спасения в Арктике весят много, так как включают в себя и морковку, и шильца. Все это весит. Будем считать что у них с собой только лавинный датчик 0,1 один датчик
0,07 один датчик







Итог
9,36
5,475
4,49

Итак, получаем, что если идти вдвоем, то каждый может нести веса на 4 кг меньше, чем при одиночном путешествии. А вот идти вдвоем или втроем, то тут уже разницы нет. Разница в весе - один килограмм.

С одной стороны, 4 кг кажется много. С другой стороны, если стартовый вес такой экспедиции (без учета веса велосипеда) порядка 50-55 килограмм груза, то 4 кг дают нам экономию менее 10% веса.

Конечно, не вес груза определяет, идти вдвоем или в одиночку. Но тем не менее, подумать тут есть над чем.
фатбайк и груз Даниэля Бартона

Илья Гуревич (с) 2014. 

Вы можете зайти к нам в "обмен опытом", http://www.activeinfo.ru/ и посмотреть отзывы туристов на используемые ими модели.

<< все статьи

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org