ActivEinfo. Российский сайт о снаряжении.
Снаряжение > Статьи > Снаряжение для зимнего велотуризма
ВелоПитер
Tourism.ru - Самая полная библиотека отчетов по туризму
Сайт о велопутешествиях и велотурах
ВелоПутеводитель
Веловодные маршруты и снаряжение для них

 

Велосипеды и суда.

Об авторах
Сергей (serge_g) Гаврилов (http://serge-g239.livejournal.com) – турист и путешественник с более 15 летним стажем. Занимается вело, пешим, горным, водным видами туризма. Является  автором и идеологом многих интересных проектов. Его можно считать основателем веловодного вида туризма, в таком виде как он представлен в статье.
Первый пробный выезд состоялся в мае 2006 года. Совместно с другим автором статьи - Вячеславом (Sla) Якуниным (велосипедный, горный, пеший, водный туризм и путешествия, туристический стаж 8 лет), - был пройден пробный двухдневный маршрут - Малая Вишера - Бурга - Дворищи - [ПЕШИЙ УЧАСТОК (на 80%): Мышья Лука - Замотаево] - р.Мста - [СПЛАВ: Парни - Девкино - Серегиж - Частова] - Белая Гора - Бронница - Холынья - [СПЛАВ: - р. Мста - р. Липня - церковь Никола на Липне - р. Волхов - Юрьево] – Новгород, протяженностью 135 км. 

Комбинированный способ себя оправдал. Начал формироваться круг единомышленников. Множество раз предпринимались выезды в Ленинградской области. Из совместной деятельности стоит отметить – трехдневный проект – через Мегорскую гряду на Белое озеро (http://serge-g239.livejournal.com/26140.html).

введениеНо поводом для написания статьи стал опыт полученный в результате первого полноценного, многодневного, автономного похода по Полярному Уралу

Введение
Человек любопытен – он проникает в различные удаленные и не очень места, с целью что-нибудь новенькое увидеть или попробовать, а может даже получить или раздобыть. Поскольку, кроме того что он любопытен, он еще и ленив, то за время свое эволюции придумал множество приспособлений для того чтобы поменьше работать самому и при этом получать то, что он хочет с минимальными трудозатратами. Для этого он выдумал колесо, построил дороги, научился использовать энергию воды и все это для перемещения в пространстве...

Человеческие особи, не всегда довольствуются однообразием того или иного отдельного взятого способа перемещения. Им подавай разнообразия, коктейли пряные им дай. Про один такой транспортный коктейль и пойдет дальше речь.

Велосипед – это транспортное средство. На нем можно ехать самому и везти много вещей. Для этого нужна дорога, и минимальные физические возможности. Его можно катить, тут дорога не нужна, но нужна довольно ровная поверхность. Его можно тащить - для этого дорога не нужна, но нужно большое мужество и значительное физическое здоровье... Все велосипедисты находятся на разных стадиях между первым и  последним.

Маломерное судно – это тоже транспорт на котором можно плыть и везти груз как вниз по течению, для этого в общем-то ничего не требуется, так и по ровной воде и вверх по течению – для этого конечно нужны дополнительные приспособления - их зовут веслами. Но честно сказать - весла пригодятся и при сплаве вниз по течению.
Суда бывают разных видов и конструкций. Но все они имеют общую особенность – их нужно дотащить до места сплава, что бывает довольно нудно и трудно. Люди которые плавают на судах называются не водяные, а водники.

Теперь давайте смешаем. Лодка -  тяжела, велосипед – слаб. А куда припасы? А снаряжение? Как везти лодку на велосипеде, куда деть велосипед пока плывешь? "Нереально!" - так скажет пессимист. Давайте его прогоним...

Лодка

В то время когда космические корабли бороздят просторы Большого театра... Самым сложным является подбор судна, которое может выдержать вес гребца, снаряжения и велосипеда и при этом не потеряет своих  качеств - сохранит быстроходность, прочность, управляемость и плавучесть. Более того, требуется чтобы она имела минимальный вес и упаковочный размер, т.к. это критично на велоучастках. А так же уж совсем хорошо было бы если бы и сборка его и ремонт не занимала половину дня.
Каркасная байдарка – долго собирается и разбирается - требует тщательного распределения веса груза. Кроме того она слишком тяжела и габаритна. Не подойдет.

Резиновая лодка с распашными веслами, вещь более интересная – достаточно компактная, но если легкая, то обычно слишком непрочная на прокол. Еще одним недостатком можно считать полную непригодность к полноценной гребле, например, против ветра и вверх по течению. Поэтому отбрасываем, хотя в некоторых случаях, может использоваться.

Надувной катамаран. Практически идеальный вариант. Но требует наличия, как минимум второго гребца, а также наличия деревьев для постройки рамы на старте водного участка. Надо иметь ввиду что использование катамарана – не эффективно в условиях ровной гребли. При прохождении сложных рек требуется страховка, по этому группа для таких походов должна состоять как минимум из двух экипажей, т.е. 4 человека. Хотя надо заметить, что большим плюсом является повышенная прочность. Это нужно учитывать если планирует велосплав по  высококатегорийным рекам.

Байдарка в сложенном видеНадувная байдарка. Выбор моделей не велик. И кроме того большинство из тех что есть не очень пригодны для использования, т.к. обладают малой грузоподъемностью и при большой загрузке теряют устойчивость, либо требуют тщательного размещения груза. Вполне вероятно что единственным судном этого класса пригодным для использования может оказаться надувная байдарка Щука – 1 (производство КБ "Сталкер" - http://stalker.lib.ru/bajdarka.htm). Она полностью удовлетворяет всем поставленным критериям. Заявленная в паспорте грузоподъемность - 115 кг, которая на практике процентов на 50-70 еще больше  - т.к. туда заложен 50% запас плавучести, позволяет перевозить как велосипед, так и все необходимое снаряжение. На фото Лодка Щука-1 в упакованном состоянии.

Из опыта многократных походов:

(http://vvy.diy.spb.ru/reports/20060519-20060521-Msta-1/page_01.htm,
http://serge-g239.livejournal.com/26043.html,
http://serge-g239.livejournal.com/26140.html,
http://vvy.diy.spb.ru/photos/20090717-20090809-Polar-Ural),

выявлено что средняя крейсерская скорость лодки на ровной воде в безветрие составляет порядка 6-7 км/ч. Загруженность лодки мало сказывается на управляемости – что на практике значит, то что лодка остается очень маневренной, хотя габариты груза могут создать некоторые нюансы, которые потребуется учитывать при управлении лодкой. Лодка имеет очень компактный размер в упакованном виде. Время сборки/разборки  составляет порядка 20 минут. Вес лодки с баллонами составляет – 6 кг (баллоны PА пленки) и 7.4 кг (баллоны PU ткани).

Настоятельно рекомендуется использовать баллоны из ткани PU. Баллоны PА – имеют тенденцию перетираться при попадании песка и мусора в чехлы и взрываться при проколе или перетирании, в то время как PU баллоны будут скорее просто плавно стравливать давление, что даст больше шансов на благополучный исход при несчастном случае. Хотя несомненный плюс PА баллонов – их низкая цена и низкий же вес.

У того же производителя есть двухместные модели, но надо осознавать экспериментально установленный факт, что два велосипедиста в двухместную лодку с велосипедами не влезают. Кроме того одиночные лодки увеличивают безопасность в малых группах, т.к. есть возможность разделится перед препятствием и поставить страховку, а, например, в случае взрыва баллона, даже в группе из двух человек, есть возможность организовать успешные спас работы, что довольно затруднительно, например, при использовании катамарана.

По данным производителя одноместная байдарка Щука-1 предназначена для прохождения рек 1-2 категории сложности, с единичными препятствиями до 4 к.с. Но при транспортировке велосипеда рекомендуется технические сложные препятствия обносить или проходить без груза. Т.о., категорийность сплава, где можно использовать Щуку, так и останется 1-2 к.с., а вот единичные препятствия не должны превышать 3 к.с. При выборе маршрута для велосплава следует обратить внимание на возможность наличия завалов. Таскать Щуку груженую велосипедами по завалам — занятие неблагодарное.

Для Щуки как надувной лодки и Щуки как лодки груженой велосипедами, есть некоторые особенности поведения при сплаве, некоторые из них являются плюсами, некоторые минусами, а некоторые и тем и другим:

- лодка бескилевая - то курсовая устойчивость очень низкая и как только вы прекращаете управление, она имеет тенденцию повернуться лагом (боком по отношению к направлению движения) - минус; отсутствие киля дает лодке очень высокую маневренность - плюс
- лодка  имеет очень низкую осадку – она хорошо обрабатывает даже большие валы - плюс; но очень чувствительна к направлению ветра (если ветер и течение противоположны по направлению и равны по скорости – лодка, скорее всего, будет двигаться по ветру) – минус/плюс; из-за малой осадки лодка легко застревает и "заваривается" в "бочке", что обычно приводит к оверкилю. В особенности это справедливо когда на корме лежит велосипед, т.к. за него застрявшую в "бочке" лодку "закусывает" набегающий на корму поток - минус; малая осадка позволяет проводить сплав, когда в реке "налито" чуть более 20 см воды, что невозможно при использовании никаких судов других категорий, за исключением надувного матраса - плюс. Но его мы не рассматриваем.
- в лодке нет жестких упоров, выполнение "эскимосского переворота" невозможно, особенно на груженой лодке - минус. Но это не страшно т.к. при наличии обвязки лодку можно перевернуть с воды (аналогично тому, как переворачивают катамаран) — плюс.

Есть незначительные минусы в конструкции лодки, но они меркнут перед достоинствами. Тем не менее, их стоит назвать:

- неудобная юбка - почти со стопроцентной вероятностью, вы на первых порах будете путаться в ней при попытке покинуть лодку; юбка защищает только от брызг при заливе ее вода остается внутри и просачивается в лодку; сырая юбка в контакте с коленями может вызвать неприятные ощущения в коленных суставах
- узкое сиденье – люди с широким задом будут испытывать тесноту при размещении в лодке, а при длительной гребле без остановок сильно затекают ноги.
- при обильных брызгах от волнения или дожде лодка собирает воду, которая просачивается сквозь деку, поэтому требуется отчерпываться, но это можно делать, не покидая лодки. Хорошо это делать при помощи пол-литровой спринцовки.
- если лодку не выворачивать наизнанку, то бывает довольно сложно просушить до конца, и со временем появляется затхлый запах, но выворачивание при просушке или регулярное мытье с мылом решает проблему.

Весла для велосплава желательно брать складные, т.к. их придется везти на велосипеде. Мы используем обычные складные весла от фирмы "Тритон". При сборке весла рекомендуется на место соединения класть немножко детского крема или какой-нибудь скользкой мази. Это предотвращает прикисание двух половин весла в месте соединения, которое может произойти, если сплав достаточно долгий.

велорюкзак на велосипедеДля накачки лодок нужен насос – "лягушка", хорошо бы с манометром, т.к. разность давления в баллонах будет влиять на курсовую устойчивость. Следует обратить внимание на наличие входного клапана в лягушке (выходной клапан есть всегда, а вот на входном производитель иногда экономит). Лягушка без входного клапана не позволит вам надуть лодку до расчетного давления. Если же вам досталась «лягушка» без входного клапана, то, как правило, клапан можно установить самостоятельно, приобретя его в рыболовном магазине. Репшнур (6-8мм) - ~10 метров потребуется для бортовой обвязки и швартовочного конца. Ну и ремнабор – что в нем должно быть описано в инструкции по эксплуатации к судну.

Из снаряжения обязателен СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ рассчитанный на ваш вес. Если вы идет пороги, то ВОДНУЮ КАСКУ! Очень хорошо себя чувствуешь в неопреновых носках и банных тапочках поверх них. Детородные органы лучше укутывать в неопреновые шорты, если лето, а в межсезонье их и тушу в гидрокостюм. Также не стоит забывать про ГЕРМЫ, которые сохранят ваши вещи сухими. Тут могу порекомендовать тонкие 60-80л  гермы фирмы Tatonkа – весом 80г штука. Таких достаточно 2-3 штук.

Вот, пожалуй, и все насчет лодки.

Велосипед

Теперь несколько слов о велосипеде. Велосипед должен быть прочным и иметь прочный багажник. Также хорошо если он был бы склонен легко разбираться, т.к. это потребуется. К велосипеду желателен чехол, в котором он поедет на лодке и велорюкзак типа "штаны", в котором поедет лодка на велосипеде. Для крепления лодки к велосипеду и наоборот – потребуется довольно длинный репшнур (6мм) и пара тройка эспандеров. На фото: велосипед на котором закреплена байдарка с веслами.

Дальнейшая нюансы могут отличаться в зависимости от того в насколько дальний и насколько автономный поход вы выходите.

ПВД или поход по местам не столь отдаленным от цивилизации

Если вы выехали покататься на выходные и праздники или ваш маршрут проходит в близости цивилизации, где не требуется тащить запас продуктов на весь поход – то все, скорее всего, не так запущено. Вес вашего рюкзака будет не более 20кг (~9кг байдарка с веслом, ~3кг – пища и напитки, ~4кг - личное снаряжение, ~4кг - общественное), и в 60 литровый велорюкзак влезет все ваше личное и часть общественного снаряжения. Байдарка кладется сверху на рюкзак, фиксируется репшнуром и закрепляется эспандерами.

На начале водного участка велосипед упаковывается как для перевозки в поезде – т.е. снимаются обе педали, седло и переднее колесо. Все это запихивается в велочехол. В него же рекомендуется класть пустую 6л бутылку в качестве емкости непотопляемости. Чехол с велосипедом закрепляется на корме лодки репшнуром и эспандерами. Хорошо крепить велосипед переключателем кверху, рулем к корме и ближе к ней, чтобы спина не упиралась в колеса. В противном случае это образует неприятную мозоль на спине при долгой гребле. На фото ниже - велосипед упакованный в чехол, и велосипед на байдарке по-походному.

велосипед упакованный

велосипед по походному

Долгосрочный автономный поход

Если же вы собрались проехать какой-нибудь экспедиционный маршрутик – то тут без дополнительных приспособлений и особого внимания не обойтись. Например, гипотетический 20ти-дневный маршрут даст стартовый вес на участника– около 30-35кг (~9кг байдарка с веслом, ~10кг – пища (500г раскладка), ~6кг личное снаряжение, ~6кг общественное, ~1 кг ремнабор). Поэтому особое внимание надо проявить к подготовке велосипеда. Поскольку предельные нагрузки будет испытывать в основном заднее колесо, то обязателен хороший двойной пистонированный обод, втулку без люфтов, прочные спицы, пусть тяжелую (на весе экономить тут не стоит), но надежную покрышку. Важен хороший багажник и ремнабор к нему (хорошо показали себя накладки из алюминиевого профиля и сантехнические хомуты – их можно брать побольше, также были случаи "срезания" винта крепления багажника к раме, так что на этом не надо экономить).

 

Размещение груза на велосипеде, тоже имеет значение. Например, при размещении всего веса на багажнике при определенном уклоне на подъеме велосипед встает на "козла", переворачивается и отказывается ехать. И его очень трудно заставить продолжить движение. Поэтому очень хорошо, когда вес распределен боле менее равномерно. Первое что можно использовать для этого – это использовать подрамную сумку. В некоторые из них спокойно входит до 10кг высокоплотного груза. В одном нашем походе одна из подрамных сумок была заполнена запасом сухофруктов и орехов. Также туда хорошо класть ремнабор и прочие малообъемные, но тяжелые вещи. Как показывает практика – таких вещей в группе на деле оказывается не так уж и много. Поэтому еще есть еще один способ разгрузить перегруженный зад – это установить багажник на переднюю вилку. При быстром рассмотрении - удовлетворительных решений в магазине не нашлось, поэтому к одному из походов пришлось смастерить такое устройство самостоятельно из "шишек и  желудей". 

передние "желуди"

Подробно конструкция и алгоритм изготовления описан тут: http://vvy.diy.spb.ru/reports/20090705-Front-Bike-Carriage/page_01.htm.  Надо сказать, что конструкция полностью себя оправдала и прошла более 500км по суровым и каменистым горным дорогам практически без поломок.  В каждой из сумок можно разместить по 5-6 кг веса. Сумки имеют объем литров по 10-15литров каждая. При равномерной загрузке на управляемость не оказывают никакого влияния.

Байдарка с закрепленным велосипедомЛично я укладывал в передние сумки гермы с личным снаряжением и часть продуктов. Еще килограмм 5 продуктов шло под раму. Остальное было на багажнике. В таком виде стартовые 35, да и 40, килограмм равномерно распределяются между передней осью и задней и не создают угроз поломки и проблем для управляемости.

Лодка может закрепляться поверх рюкзака, как и в варианте коротких походов. Но интересным открытием было то, что наличие 90-литрового велорюкзака от фирмы ПИК у каждого второго участника очень оптимизирует перевозку лодок. Его штанины как будто сшиты под перевозку лодок, так что исключается возникновение незаполненных объемов в рюкзаке. И таким образом – один человек может везти две лодки на багажнике и личное снаряжение, а его напарник двойную долю общественного снаряжения и продуктов эквивалентную по весу байдарке.

На начале водного участка велосипед упаковывается более тщательно, чем в ПВД. В  целях экономии места и достижения максимальной эргономичности упаковки мы снимали оба колеса, шатуны с педалями; руль снимался и привязывался к раме; разворачивали вынос, задний переключатель тоже снимается вместе с петухом и фиксируется на пере задней вилки с внутренней стороны, так чтобы не погнулся. Все вращающиеся элементы проливаются тефлонкой, а во все пыльники кладется смазка. Все это плотно упаковывается в чехол. Кладется емкость непотопляемости (6-литровая пластиковая бутылка). Закрепляется как в ПВД.

перевозка веселПеревозка весел на велосипеде

Весла необходимо перевозить в разобранном виде.

Некоторые предпочитают привязывать их вдоль рамы. Конечно, если позволяет конструкция тросиков, но намного удобней фиксировать весла вертикально за лопасти в боковых карманах велорюкзака (если нет карманов их можно нашить или класть весла вовнутрь) и стягивать за верхние концы эспандером.

Это внушает удивление и трепет непосвященных, уважение знатоков. На этом удобно сушить вещи. Это музыкально. На них возят спасжилет.

Мини-выводы

Связка лодка-велосипед имеет абсолютно реальное право на жизнь и использование. Это подтверждено уже практическим опытом нескольких походов. Смешанный формат позволят быстрее, разнообразнее и дешевле – проходить маршрут, но использование данного формата путешествия должно быть обосновано характером маршрута. Всем начинающим рекомендуется потренироваться в "домашних" условиях, перед тем как ввязываться во что-то серьезное.

Итак, как говориться -  ни гвоздя, ни "киля"...

Автор: Вячеслав (Sla) Якунин
Комментарии: Сергей (serge_g) Гаврилов
Фото: Вячеслав (Sla) Якунин, Сергей (serge_g) Гаврилов

<< все статьи

Магазин Pitermag velo Велотуры и велопоходы
02.09.14
Первый раз в велопоход. Статья о снаряжении для первого похода.
22.06.14
Татонка 10 лет спустя. Тест термоса
22.06.14
Анорак Хибины от "Снаряжения". Обзор
19.05.14
Тест драйв перчаток SealSkinz
16.03.14
Тест драйв водонепроницаемых носков
02.03.14
История бренда Miendel
архив новостей >>
Экстремальный портал VVV.RU
© ФЕДЕРАЦИЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
E-mail: ilia.velotur@gmail.com
Создание и поддержка сайта: www.phpbee.org